Сейчас популярно распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция кажется весьма своевременной и полезной, но если обратить внимание на некоторые принципиальные различия между ветвями христианства, становится понятна сложность такого союза. Взять, к примеру, католические иконы и православные, здесь практически каждая деталь говорит о принципиальном и существенном различии традиций. Кроме того, эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются эти школы христианства.
Есть ли иконы у католиков
Строго православные, католики практически не используют иконы как таковые, они используют картины на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем, тематических персонажей.
Это главный вектор, но есть и нечто общее.
Например, есть икона нежности Серафимо-Дивеевская, которая принадлежит католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский. Кроме того, католики поклоняются многим православным иконам, в основном Богородице.Православные христиане могут использовать изображение католической церковной иконы «Молитва о Чаше», на которой изображен Христос в Гефсиманском саду.
Однако эти факты частны, но в целом есть отличия и очень существенные, основные из них:
- каноны: в католицизме таких канонов практически нет, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
- авторство — иконы в католической церкви написаны конкретным автором, и многие известные художники создавали такие произведения искусства, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) часто создавали произведения не сами, а в сотрудничестве с студенты или другие иконописцы, и авторство никогда не было фактором, о котором обычно говорили по-особенному, все подчинялось канону;
- детали — есть отличия во многих деталях, например, у католиков левая ладонь святого изображена сверху (у православных — правая), в католицизме она больше похожа на корону и расположена над головой, а в Православие, нимб полностью окружает голову и представляет собой, так сказать, всепроникающее сияние.
- символизм — в Православии существует мощная школа символизма, которая установлена каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дальнейшие детали изображения, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественного выражения;
- цель состоит в том, чтобы католики не часто сами молились перед иконами, они могут использовать их только для создания соответствующего настроения и атмосферы, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не принято;
Сейчас нетрудно понять, есть ли в католической церкви иконы — они есть почти везде, но выглядят более раскрашенными и созданы для формирования особой молитвенной атмосферы.
Поэтому их можно просто поставить на стены, перед ними может не хватить места для молитвы. Их также создают не специально обученные иконописцы, передающие традиции и опыт веры (в Православии), а профессиональные художники.
Интересные факты
Наиболее почитаемы католические иконы Богородицы, отличающиеся особой художественной выразительностью. На них Дева Мария предстает молодой, невинной и утонченной девушкой. Выражение лица может включать в себя множество различных мимолетных эмоций.
Распространены католические иконы Девы Марии, такие как Непорочное Сердце, где композиция дополнена символами, такими как сердце Богородицы над одеждой. Такие символы наводят на размышления и эмоциональны. В некотором смысле они также поднимают настроение.
Например, католическая икона Девы Марии с Младенцем не только пробуждает душевное состояние молитвы и поиска божественного, но и множество дополнительных размышлений, в том числе и весьма «земных»: о красоте мира, о мире чудо материнства. Это одно из главных отличий православных икон от католических.