Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Икона «Воинствующая церковь» получила свое название не от церковных служителей, а от советских искусствоведов. На самом деле икона именуется «Блаженное воинство Царя Небесного», согласно первому стиху богослужебного гимна мучеников, в котором говорится, что все мученики, пострадавшие за Спасителя и умершие во имя Его, становятся военнослужащими. Небесного Царя.

После успешного похода на Казань в 1552 году царь Иван Грозный приказал написать икону на эту тему. Точно неизвестно, когда было выполнено царское распоряжение. Его создателем обычно называют протопопа Андрея, царского духовника (впоследствии Афанасия, митрополита Московского). С 1919 года икона «Воинствующая церковь» (16 век) находится в Третьяковской галерее.

Икона «Благословенно войско Царя Небесного»

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложная многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, основанном на Апокалипсисе Иоанна Богослова и сочинениях Иоанна Богослова апостолы и пророки.

В центре иконы — процессия воинов на коне и пешком во главе с архангелом Михаилом Архангелом на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, с левой, где Царица Небесная сидит в Небесном Иерусалиме с Младенцем Иисусом на руках. Ангелы летят навстречу воинам, венчаю праведников. Интересно, что не у всех воинов есть нимбы. Считается, что воины с нимбом — это те, кто пали в битве, а те, у кого нет ореола, — те, кто выжил.

Икона «Благословенно войско Царя Небесного»

Некоторые искусствоведы считают, что огонь не разрушает город, а очищает его от грязи. Именно так воспринял огонь пресвитер Андреа, царский духовник, участвовавший в походе, которому приписывается роспись иконы.

Слева от иконы «Воинствующая Церковь» перед воротами города восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, который вручает ангелам венцы для коронации праведников. Но город этот не обычный, а небесный, о котором Иоанн Богослов писал в своем Откровении. Это Небесный Иерусалим, расположенный на горе. Его окружает яркий красно-зеленый ореол необычной овальной формы. К тому месту, где она открыта, приближается дорога, по которой воины войдут в Небесный город, который интерпретируется как образ Москвы.

По-видимому, исходным постулатом такой необычной иконографии было заявление апостола Павла «искать» для себя город в будущем, а также литургические писания, прославляющие мучеников, которые пожертвовали своей жизнью ради своей веры и получили блаженство как дар награда в небесном Иерусалиме, то есть на небе.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу за ним молодой воин со знаменем в руках, который выделяется на общем фоне благодаря алой мантии. Считается, что это все тот же царь (на момент взятия Казани ему было 22 года). Он, как и архангел Михаил Архангел, стоит перед военной колонной, призывая солдат двигаться вперед.

Икона «Благословенно войско Царя Небесного»

В центре колонны — огромная фигура верхом на коне и с крестом. Некоторые ученые считают, что это Владимир Мономах, преемником которого считался Иван Грозный; по другим — император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, Креститель Руси, и его сыновья, князья Борис и Глеб, первые русские святые.

Дмитрий Донской на коне во главе верхнего ряда, Александр Невский и Георгий Победоносец во главе нижнего ряда. Среди воинов этих рангов удалось выделить ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи считают, что икону следует воспринимать аллегорически, без привязки к историческим событиям.

Оцените статью
VCERKVI.RU
Добавить комментарий