Византийские иконы

За время существования Византийского государства, период которого составил IV-XV вв., Культурное мировоззрение общества успело существенно измениться, благодаря появлению новых творческих видений и направлений в искусстве. Их необычное разнообразие произведений искусства, по-разному отражающих преобладающую в мире действительность, способствовало необходимому развитию высших духовных ценностей, подталкивая новые поколения общества к максимальному просвещению. Среди наиболее распространенных видов культурного наследия Римской империи особое внимание следует уделить иконописи.

История византийских икон

Это древний религиозный жанр средневековой живописи, где авторам приходилось наглядно иллюстрировать образы мифических персонажей, взятые из Библии. Изображения священных лиц, которые римские художники могли полностью визуализировать на твердой поверхности, назывались иконами. В основе создания первых византийских икон лежит техника древней живописи, получившая широкую популярность в древности. Он называл себя энкаустиком. В процессе его использования иконописцам приходилось разбавлять краски, смешивая их с воском, который был основным действующим веществом. Его уникальная формула, покрывающая внешнюю сторону священного полотна, позволила иконе долгое время сохранять первоначальный вид в первозданном виде. Кроме того, основные черты лица, отражающие истинное видение религиозных деятелей, были представлены художественными творцами очень поверхностно, без точных деталей. Поэтому в ранних произведениях доиконоборческого периода, охватывающего период VI-VII вв., Сразу можно обратить внимание на грубые, местами нечеткие черты лица. Среди их главных работ — Синайская икона апостола Петра.

Византийские иконы

Кроме того, с наступлением иконоборческого периода традиционное создание религиозных икон оказалось чрезвычайно трудным. В первую очередь, это было связано с новыми общественными и политическими движениями, которые активно развивались в Византии в течение нескольких сотен лет. Ярые противники религиозной культуры пытались полностью запретить многовековое почитание икон, с помощью их полного уничтожения.

Однако византийские иконы продолжали создаваться, выполняя этот процесс в строгом секрете от государственного надзора. Тогда нынешние иконописцы решили полностью изменить сложившееся ранее отношение к пониманию церковной веры.

Символика и образы византийской иконы

Новая художественная концепция внесла свой вклад в окончательное изменение древнего символизма, которое ознаменовалось переходом от старого натуралистического восприятия чувствительного мира к его более религиозному и священному отражению. Теперь изображения византийских икон придерживаются разных рукописных канонов. В них обычные человеческие лица заменены лицами, вокруг которых сиял золотой нимб полукруглой формы. По степени святости героев, представленных в библейской мифологии, имена их лиц стали делиться на категории, такие как Апостолы; Не наемники; Верные; Великомученики; Мучеников и др. всего существует 18 видов. Наглядным примером применения новых художественных канонов является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которую называют Христом Вседержителем.

Византийские иконы

В основе его создания лежали новые формы цвета, которые представляют собой сочетание натуральных и порошковых красок, смешанных в жидкости. Основные черты лица, которые художнику удалось придать этому святилищу, оказались настолько естественными и правильно переданными, что в остальных более поздних работах взгляд Бога стал проявляться точно в той форме, которая предшествовала ранее созданному оригиналу.

Значение икон

В тяжелые времена массового голода, эпидемий чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, византийские святыни были чрезвычайно важны для оказания помощи и спасения. Их чудесные свойства позволили исцелить детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых заболеваний и болезней головы. Кроме того, люди старались связаться с ними заранее, чтобы сформировать благосостояние родных и близких.

Влияние на древнерусскую иконографию

Иконы Византии во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. В первую очередь следует выделить римских иконописцев, являющихся основными основоположниками культурного и религиозного просвещения. Им удалось передать накопленные знания о создании церковного великолепия не только своему будущему поколению, но и другим государствам, существовавшим в то время, одним из которых была Древняя Русь.

Оцените статью
VCERKVI.RU
Добавить комментарий