Почему на иконах никто не улыбается?

Когда они посещают храм, многие удивляются, что на иконах никто не улыбается. Святые и Иисус, Богородица, кажутся серьезными и даже грустными. Действительно, этому есть объяснение. Вот как церковь отвечает на подобный вопрос.

Икона – не портрет и не фотография

Почему на иконах никто не улыбается?

Фото: Pinterest.ru

Иконопись — это не художественное творчество или фотография. Каждое лицо раскрывает не земное существование человека, его эмоции, как картина и фотография, а духовное созерцание. Кроме того, каждая деталь на иконе — от одежды святого до его окружения — имеет определенное значение в Православии. Правда, есть только одна икона Божией Матери, на которой она улыбается: это Вифлеем. Однако улыбка Богородицы задумчива, отстранена, не похожа на обычное земное развлечение.

Жанр иконописи подразумевает не передачу характеристик внешности или настроения, а возвышенность, духовное состояние. Именно поэтому не все художники, даже талантливые, имели право писать иконы. Семинары, изучающие эту специальность, соблюдают строгий пост и воздержание, чтобы при создании иконы передать потусторонний и молитвенный дух. Поэтому святые не улыбаются, им больше свойственно грустное и задумчивое выражение лиц, настраивающихся на молитву.

Несколько важных канонов

Почему на иконах никто не улыбается?

Фото: Flickr.com

Невозможно достичь святости в земной жизни. Это, конечно, не относится к Богородице и Иисусу Христу. Поэтому лик святых, канонизированных после их кончины, не отражал земной портрет, он передавал особое и потустороннее духовное состояние, мудрость, возвышение над миром, настрой на молитву. Земные портреты святых, даже профессиональные и качественные, не могут стать иконами, даже если они станут частью истории.

Икона, в отличие от портрета, создается по следующим правилам:

  • Каждое изображение создано в строгом соответствии с канонами. Они прописаны в каждом учебнике иконописи. По этой причине все святые похожи внешне, даже если при ближайшем рассмотрении каждая икона отличается друг от друга;
  • Самая выразительная часть иконы — глаза. Они могут передавать разные эмоции в зависимости от события, передаваемого значком. Некоторые будут другими: суровыми, грустными, безмятежными, но столь же бесстрастными.
  • важно, чтобы он передавал возвышенное настроение, а не только черты лица, черты внешности, возраст и многое другое;
  • Цвет, детали, буквы имеют свое значение. Например, мученики были одеты в красное. Иногда икона вкратце отражает историю или жизнь святого, библейское событие. Таким образом, изображение — это не портрет, а схема, не равная действительности;
  • Портреты святых не ставят в церквях и за них не молятся;

Конечно, в иконописи существует несколько традиций. Например, святого можно изобразить реалистично, в русском и других стилях. Некоторые иконы похожи почти на живые портреты, другие — на деревянную фреску, третьи — на фотографию. Каждый стиль допускает изменения, стилистические решения.

Святые не улыбаются, потому что они находятся в особом, внутреннем, потустороннем духовном состоянии. В этот момент они как бы не видят ничего земного, и задача иконописца — раскрыть духовный смысл каждого лица, в отличие от обычного изображения, передающего время, настроение, эмоции и состояние.

именно по этой причине святые не улыбаются иконам, несмотря на то, что церковь называет радость, но не земную, а особую, небесную. Его дают только особым людям, которые отдают предпочтение духовному, а не физическому, и поэтому не всем и не всегда.

Оцените статью
VCERKVI.RU
Добавить комментарий