Кто такие столпники в православии?

В Православии столпы называют святыми, избравшими себе такое духовное воплощение, как стоящие на столбе. В некоторых случаях в качестве альтернативы использовался камень, башня или другой рельеф.

Появление столпничества

Кто столпы Православия?

Фото: Tatmitropolia.ru

Изначально столп, на котором селились отшельники, представлял собой небольшую башню или колонну. Наверху была площадка с небольшой оградой, на которой располагалась колонна. Как правило, над ней не было укрытия, поэтому отшельник был вынужден переносить непогоду. На площадку вела лестница, чуть ниже стояла специальная кровать.

Первым, кто начал продвигать эту форму монашеской эксплуатации, был Симеон Столпник. Его современник Феодорит Кирский отмечал, что подвиг святого Симеона был всемирным чудом, о котором должна была знать вся Римская империя.

Симеон родился в районе Антиохии в середине 4 века. Его родители были христианами, поэтому мальчика крестили в раннем возрасте. В 12 лет Симеон пошел служить в монастырь, а еще через шесть лет был пострижен.

В монастыре он служил с таким усердием, что это вызвало недовольство братьев, которые стали обвинять его в показухе. Для этого Симеоне покинул монастырь, став отшельником. Вскоре ему было видение, в котором небесный человек в доспехах стоял на камне. Тогда Симеон сначала пробыл на камне три месяца, потом стал стоять на колонне. Он не спал весь день, размышляя о Господе и молясь. Святой долго добровольно отказывался от еды, переносил непогоду. Симеон ел только пропитанное водой зерно, которое приносили ему паломники.

Высота столба, на котором стоял Симеоне, постоянно увеличивалась. Если вначале он был равен двум с половиной метрам, то в конце жизни достигал 16 метров. Подвижник получил широкую известность, паломники достигли Симеона. Святителю удалось обратить в христианство несколько арабских племен; к нему за советом обращались многие, в том числе влиятельные императоры.

Святой провел на столпе 37 лет, скончавшись в 459 году. В конце V века на месте его столпа возник монастырь, названный его именем.

Подвиг столпничества в Русской Православной Церкви

Кто столпы Православия?

Фото: Pravlife.org

Епископ Туровский Кирилл, живший в XII веке, считается первым столпом Русской Церкви. В его жизни отмечается, что сразу после принятия монашеского пострига в Борисоглебском монастыре он поднялся на столп, где много времени проводил в молитвах.

На колонне он сочинил множество произведений, снискавших заслуженную известность. Впоследствии Кирилл стал епископом Туровским.

Еще один известный столп, живший на Руси, — монах Никита Переславский. Правда, его колонна находилась внутри земли, так как это была круглая пещера. Его преследование — тоже своего рода изоляция.

Преподобный Савва Вишерский в 15 веке стал стоять на столбе, уйдя в укромное место на берегу Вишеры недалеко от Новгорода. В 1418 году он основал на этом месте монастырь, посвященный Вознесению Господню. Савва воздвиг возле монастыря колонну, на которой каждую неделю с понедельника по субботу проводил в молитвах и посте. В субботу Савва спустился пообщаться с братьями, на следующий день отслужил воскресную службу.

Среди православных столпов обязательно следует упомянуть преподобного Серафима Саровского. Каждую ночь он взбирался на большой камень в лесу, на котором молился, вознося руки к небу. Он провел день в камере, так что он провел 1000 дней.

Значение и суть столпничества

Кто столпы Православия?

Фото: Правмир.ру

Священнослужители отмечают, что грабежи являются своего рода добровольным мученичеством. Столпники всегда пытались дать обет молчания, чтобы противостоять проискам дьявола, и они стремились к смирению, умерщвляя плоть. В результате с помощью аскетического самоуничижения они достигли подобия богу.

Если мы углубимся в историю, мы сможем найти множество примеров, когда посадка человека на столб превратилась в своего рода наказание. Столпники добровольно наказали себя за человеческие грехи.

Для подвижников колонны стали своего рода крестами, на которых они умерщвляли свою плоть, подвергая ее всевозможным мучениям и страданиям. Поднимаясь на столп, подвижники как бы поднимались по лестнице в поисках духовного совершенства. В течение своей жизни они стали иллюстрацией апостольского высказывания о том, что в течение жизни человек только внешне тлеет и исчезает, а внутренне обязательно обновляется, если он прилагает определенные умственные усилия.

В результате перед колоннами дух восторжествовал над плотью. Перед ними очищенная духовная природа достигла небывалого совершенства, достигнув небывалых высот, максимально приближенных к Всевышнему. Столпы рассматривали свое служение как стоящее перед Господом, понимая его буквально. Находясь долгое время между небом и землей, колонны прославляли Всевышнего, возносили ему молитвы от имени всего человечества, привлекая к людям божественную благодать.

Кроме того, столпники были противоположностью языческого поклонения горам. Любая высота воспринималась как место поклонения и священное место для поклонения. Считалось, что если будут проводиться повышенные службы, человек будет ближе к Богу и быстрее и точнее передаст ему свои слова. В лице столпов христианские подвижники выступили против языческих культов, стремясь ниспровергнуть идолопоклонство, заменив его истинной христианской верой в единого Бога.

Внешнее сходство языческого и христианского аскетизма указывает на то, что столпники, скорее всего, произошли от языческих традиций. Но здесь мы должны говорить не об эволюции христианства от язычества, а о желании заменить его. То же самое происходит, когда христианские церкви возводятся на месте языческих культовых построек.

Оцените статью
VCERKVI.RU
Добавить комментарий