Сегодня каждый современный человек насыщен различной информацией, как полезной, так и вредной для него, и даже причиняющей вред. Отовсюду раздаются призывы улучшить качество жизни, заняться самопознанием и личностным ростом, обрести счастье и душевный покой и улучшить здоровье. Но если исследовать корни большинства этих призывов, то они «простираются» от учений нео-индуистского толка, которые советуют вам присоединиться к медитации — читать и слушать мантры. При этом акцент делается на том, что подобные практики не имеют ничего общего с философией или религией. Но читать и слушать мантры — значит медитировать, то есть практиковать духовность Востока. Безопасна ли эта медитация для православной души?
Восточная медитация в свете Православия
Фото: Flickr.com
Выбирая духовную практику Востока, читая и слушая мантры, верующий сознательно и добровольно (или не понимает) делает важный идеологический выбор, нравится ему это или нет:
- изменить образ своей привычной жизни;
- он решает дать отчет о своей бессмертной душе в вечности.
- негативно влияет на ранее поставленные цели и задачи;
Заверения тех, кто пропагандирует чтение и прослушивание таких «песен» и уверяет, что мантры не оказывают существенного влияния на судьбу, изначально ложны. Легкомысленный подход к этой духовной практике уже привел к тому, что она частично используется в психологии и педагогике, затрагивая хрупкое мировоззрение детей.
Не так давно в мире появилось направление под названием «интегративная медицина». Его цель — объединить европейскую медицину с восточной практикой. И как один из видов психотерапии активно используется медитация: пациентов поощряют читать или слушать мантры. У таких манипуляций тоже есть красивое название — молитвенная терапия. Здесь смешано все: медицина, медитация и молитва. Это было сделано для того, чтобы модернизировать языческое мировоззрение, сделать его привлекательным и даже одухотворить Православие.
Любой священник, услышав, что христианин занимается медитацией, скажет, что такая духовная практика считается оккультной (от слова «поклонение» — поклонение ложному богу). Она, как бульдозер, сталкивается с такими понятиями, как Создатель и творение, Творец и творение, на одном уровне, отрицая, что человеческая природа грешна от рождения и нуждается в Боге. Медитация включает изучение духовного мира. Но человек не должен исследовать эту сторону бытия, ему просто нужно подготовиться, проживая свою земную жизнь в послушании Господу.
Что говорили о медитации святые?
Фото: Flickr.com
Среди святых послушников говорили о медитации:
- Святой Феофан Затворник. Он сказал, что желание медитировать часто возникает у людей, которые по уважительным причинам игнорируют эту тему. Они, не понимая сути медитации, бессознательно пытались овладеть той частью бытия, которая может быть дана только Богом, и готовы классифицировать все таинственное как религиозное или духовное. Они не понимают, что слушание и повторение мантры формирует языческое мышление и умаляет веру.
- Православный подвижник Макарий Египетский. Он сравнил медитацию с оккультными науками, которые могут вывести человека из его сознания.
Ни один православный священник не отзывается о медитации положительно.
стремиться к переживанию особых духовных состояний опасно и недопустимо. Христианский духовный опыт противостоит этому. Познать Бога и его мир можно только через молитву, которая предполагает общение с Творцом. Только Всевышний решает, насколько «глубоко» человек может «нырнуть» в Него.
Восточная духовная практика никогда не существовала без опоры на определенное религиозное мировоззрение. И если следовать тому, что диктует мода, бесполезно, на религиозной сфере можно наделать много ошибок. А это, по мнению французского философа Габриэля Марселя, обязательно приведет к гибели души.